ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основные аспекты профилактики киберпреступности в Республике Беларусь
Время не стоит на месте. Интернет и компьютерные технологии стремительно проникают во все сферы жизнедеятельности человека. Появляются новые виды преступлений. В настоящее время хищение денежных средств с банковских счетов является актуальной проблемой.
Ежедневно около 4-х человек в области становятся в среднем потерпевшими от действий киберпреступников. Средний ущерб, причиненный киберпреступлениями, составляет 1151 рубль. Больше половины потерпевших – женщины. Большинство – со средним специальным и высшим образованием, в возрасте до 40 лет.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников, необходимо понимать какие схемы они используют и как уберечь себя от последствий.
Вот самые распространенные схемы обмана. ВИШИНГ.
Мошенники звонят, выдают себя за сотрудника банка. Под предлогом отмены какой-либо операции с деньгами или возврата случайно списанной суммы, выманивают у вас секретные данные: номер, срок действия и трехзначный код на обороте платежной карты. Используя эти сведения, переводят деньги себе на счет.
Или предлагают установить программу якобы для отмены таких операций и назвать код ее регистрации. На самом деле эта программа для удаленного доступа к вашему устройству, она позволяет злоумышленникам войти в ваш мобильный банкинг и похитить деньги вашего счета или даже оформить на вас онлайн-кредит.
Иногда к разговору подключаются сообщники, которые представляются сотрудниками милиции или следственных органов, и просят помочь разоблачить мошенника в банке. Для этого необходимо оформить в нескольких банках кредиты и полученные деньги временно перевести на якобы «специальный защищенный счет». При этом мошенники постоянно удерживают свою жертву «на крючке» – не дают закончить разговор, чтобы одуматься, позвонить или поговорить с родными, а также слышать, что происходит вокруг и постоянно держать человека в страхе и напряжении.
Чтобы не стать жертвой киберпреступников, в случае поступления звонка из банка, следует закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк по номеру на обороте платежной карты и уточнить все ли в порядке с вашим счетом.
ФИШИНГ Еще один способ, когда мошенники завладевают персональными данными и совершают хищение денежных средств. Мошенник точно копирует настоящий и создает фишинговый сайт. Чаще всего подделывают почтовые сервисы (КУФАР, Белпочта, Европочта, СДЭК), но иногда и платежные системы банков (ОАО «Беларусбанк», ОАО «БелАгроПромБанк»), сервиосв оплаты билетов (сайты театра, кальянной). Интернет-адрес в названии похож на настоящий, но есть отличие в названии или домене. Далее письма, содержащие фишинговую ссылку, рассылаются потенциальным потерпевшим.
Ссылки на поддельные страницы часто присылают в мессенджерах продавцам товаров с сайтов объявлений якобы для получения аванса (перевода) за товар или оформления доставки курьером. Фишинговые страницы содержат сведения о товаре, повторяют фирменный стиль и сервисы сайта, например. онлайн-консультант. Злоумышленник стремится получить все данные карты, в том числе трехзначный код с обратной стороны, а также смс-коды от банка или даже логины и пароли для входа в Интернет-банкинг. Эти данные позволяют ему перевести все деньги с карты владельца, а в случае передачи идентификационного (личного) номера паспорта оформить онлайн-кредит.
Примеры фишинговых страниц: belpochta.by, bellpost.by, belpocht.by, belpost.be, europocha.be, kufar.cc, bel-bank.online.by и подобные.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТ КИБЕРПРЕСТУПНИКОВ
- При онлайн-оплате, в том числе услуг такси, проверять адрес сайта и использовать отдельную карту (виртуальную), хранить на ней небольшие суммы. В адресе сайта белорусских организаций обязательно после имени сайта должен быть короткий домен (BY), а после него наклонная черта (***.by/***).
- Никому не доверять по телефону и ни под каким предлогом не передавать номер банковской карты, срок действия, трехзначный секретный код на обороте, логины и пароли доступа к банкингу, смс-коды от банка.
- При поступлении звонка от работника банка или сотрудника милиции, закончить разговор и самостоятельно перезвонить в банк или милицию.
- Не устанавливать программы по указанию незнакомых лиц.
- Не переводить деньги по указанию, полученному по телефону даже от работников банка или милиции.
- Установить в Вайбер защиту от нежелательных звонков. При поступлении звонка от абонента, не внесенного в телефонную книгу, вы увидите пропущенный звонок и, если нужно, сможете сами перезвонить. (Viber ® Еще ® Настройки ® Вызовы и сообщения ® Защита от лишних звонков).
- Подключить услугу «3D Secure» (обязательное подтверждение операций в сети Интернет смс-кодами от банка) и никому не передавать коды (не вводить на страницах).
- Настроить ограничения по своей банковской карте: выставить запреты на проведение операций в Интернете, установить максимальные суммы расходов в день (неделю, месяц), запретить проведение операций в отдельных странах и другие.
- Тщательно проверять адрес сайта на наличие «опечаток» — это может быть копия официального ресурса, специально созданного для введения в заблуждение.
Актуальная информация о совершаемых киберпреступлениях доступна в Telegram-канале «Цифровая грамотность»: t.me/cifgram